Непонимание и конфликты в общении – наиболее частый повод обращения ко мне, как психологу.

 

 

По моим наблюдениям, есть две основные причины непонимания и конфликтов:

1. Неумение открыто выражать свои чувства, желания, потребности.
2. Нежелание говорить другому о своих истинных чувствах и потребностях.

Первая причина наиболее частая в ситуациях непонимания и конфликтов в общении. Это ситуации, когда человек думает, что другой должен сам понимать его чувства, потребности. При этом сам он не говорит открыто и четко другому, что чувствует, какие потребности хочет удовлетворить. И испытывает обиды, негодование, когда другой не догадывается о том, что он на самом деле чувствует или хочет. Часто это нежелание просить из-за страха получить отказ.
Работа с первой причиной, как правило, устраняется легко. Есть специальная техника «Я- высказывание», которая требует понимания сути техники и использования ее на практике.

Но не только. Часто клиенты не умеют идентифицировать свои чувства. Этому тоже можно научиться с помощью психолога. Задача психолога заключается помочь клиенту быть внимательным к своим чувствам, не подавляя их. Об этом написано немало статей, книг. Есть много эффективных техник в гештальт-подходе. Очень эффективна транзактный анализ, бихевиоральная психотерапия.

Эта работа для опытного психолога не представляет особой сложности. И клиенты, как правило, получают быстрый результат. Испытывают огромное облегчение и благодарность к психологу.

Более детально хочется остановиться на второй причине непонимания и конфликтов, когда человек не хочет, чтобы другой узнал о его истинных чувствах и потребностях.

И основных причин этого, на мой взгляд, тоже две. Первая причина этого убеждения клиента, что проявлять чувства, эмоции, иметь потребности – это плохо. Нужно быть хорошим, удобным для других. Корни таких убеждений уходят в детство.
В этом случае необходима работа с самооценкой и ответственностью клиента. Как правило, психотерапия, бывает успешной. Эффективность зависит от опыта работы психолога, диапазоном используемых техник, методик, которые позволяют для каждого клиента подобрать наиболее эффективный метод и от желания самого клиента.

Но иногда в практике я сталкиваюсь со случаями, когда требуется более длительная, глубокая и серьезная работа с проблемами конфликтов в общении. Причина таких непростых конфликтов – случаи, когда человек не хочет, чтобы другой догадывался о его истинных желаниях и потребностях. В этом случае, скрывая свои истинные желания и цели, он пытается использовать различные приемы для их достижения.
Как правило, за этим стоит отстаивание своих целей, интересов за счет другого. «Я хочу, и другой должен» — то, что скрывается в основе таких конфликтов.

Обращаясь к психологу в таких случаях, человек надеется, что психолог поможет ему доказать, что прав(а) именно он(а). И даже на совместной консультации нередко пытается ревностно отследить, на чьей стороне сейчас психолог. Каждому кажется, что психолог может занять чью-то сторону, и тогда у другого будет больше возможностей выиграть в этом конфликте.
Выиграть – так ставится основная задача. Быть победителем – на этом часто делается акцент на тренингах уверенности. Целеустремленность, настойчивость – социально одобряемые качества личности в современном обществе. Этому посвящено большая часть востребованных психологических тренингов.

Уметь заставить мужа зарабатывать и тратить деньги на ее нужды – этому обучают на не менее востребованных женских тренингах.
Как сделать так, чтобы другой захотел сделать так, как хочется вам? Что за этим – попытка манипуляции или ваше искренне желание победить так, чтобы другой тоже победил?

Честный ответ на это вопрос — первый шаг к пониманию себя. Следующий шаг – готовность  к честному сотрудничеству без насилия над другим.

Сотрудничество без директивности одного и уступчивости другого – это непростая задача. И она требует тщательного самоанализа, работы над собой. И если клиент готов к такой работе, то это возможность мощного личностного развития. Как правило, такая работа не простая, но она дает положительные результаты во многих сферах жизни.

Недавний случай из моей практики: обратилась женщина с проблемами непонимания и конфликтов в общении с мужем. Запрос был связан с тем, как сделать так, чтобы он стал давать ей больше денег на ее нужды.

Результат консультирования, психотерапии был для нее не ожидаемым: она осознала, что хочет и может сама зарабатывать деньги. Это ее истинные потребности! Несколько коуч-сессий – и она буквально за месяц организовала свой бизнес. Конфликты с мужем были разрешены совсем не так, как она представляла. Оказалось, что он может и хочет помогать ей в ее бизнесе. Итог нашей совместной работы — моя клиентка обрела уверенность в себе, удовлетворила свои потребности в самореализации, получила гораздо больше денег, чем она требовала раньше от мужа. И неожиданный бонус — улучшилось отношение с сыном, который стал уважать ее.

Подобных примеров немало. И все эти примеры – подтверждение того, как важно выигрывать, не пытаясь сделать так, чтобы другой сделал(а) так, как хотите Вы.

Глубоко разобраться в себе – это не простая задача. Но это единственный путь в решении «неразрешимых» конфликтов.

«Будь проще, говоря с Богами, будь честен, говоря с собой!». «Познай себя, и ты познаешь весь мир!» «Я делаю то, что я делаю, и ты делаешь то, что ты делаешь. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того,чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты – это ты, а я – это я. И, если нам случится найти друг друга – это прекрасно. А, если нет, то этому нельзя помочь.»

Как много мудрых путей к решению конфликтов в этих высказываниях!

One thought on “Непонимание и конфликты

  1. Особенности мужской и женской психологии. Конфликты в семье и их разрешение. Непонимание между супругами. Ссоры в семье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *